суббота, 10 декабря 2011 г.

О рисках и стоимости их снижения

Я не экономист и не управленец. Но волею судьбы вынужден сейчас регулярно вращаться в их среде, и некоторые вещи меня безумно удивляют. Например, эта братия не может жить без священных мантр, которые регулярно меняются. Есть мантры узкоспециализированные, например, наши ИТ-шные «SOA», «облачные вычисления», «консолидация», «ERP», «CRM», «grid», «SaaS» и прочие. А есть и мантры универсальные, вроде «управление активами» или «риски».

Вот давайте поговорим сегодня о рисках. О рисках, их оценке, перечислению их, управлению ими говорят все – от политиков (которым на самом деле все равно, о чем говорить) до банкиров (когда о рисках говорят банкиры, это значит, что с деньгами уже стало плохо). Особенно о рисках любят говорить управленцы. В частности о том, что их надо снижать и ими надо управлять.

Я по образованию – инженер. Причем инженер военный. Не знаю, как в гражданских ВУЗах, но в моем ВУЗе были такие обязательные курсы – «Надежность программного обеспечения», его мне читал Ершов Дмитрий Вячеславович, который сейчас возглавляет учебный центр «Информзащиты», и курс «Надежность устройств»,  ныне покойного Осинского Леонида Михайловича. Так вот, если вспомнить, что «риск – это сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятного события», то теория надежности – это как раз наука о том, как уменьшать вероятность такого неблагоприятного события и его негативных последствий. И у этой науки, как у любой инженерной науки, есть свои законы. Один из таких законов – это то, что надежность не дается просто так, бесплатно. За повышение надежности платят – более дорогими материалами, весом, временем, и так далее. Причем платят по геометрической, а то по экспоненциальной шкале – каждая последующая степень надежности, каждая девятка после запятой дается все дороже и дороже!

Для инженеров все это очевидно. На бытовом уровне – тоже, но уже с оговорками. А вот на уровне управленцев – нет. Я видел десятки управленцев, которые призывают риски оценивать и снижать, но ни одного, кто бы сказал о том, что снижение рисков может стоить дороже, чем их последствия! Или что сам процесс управления рисками стоит денег и ресурсов, в том числе временных и административных! Все, буквально все поголовно считают, что управление рисками – это нечто такое, что обходится только в зарплату риск-менеджера или риск-аудитора. Никто из них никак не оценивает влияние этого процесса на ту среду, о рисках которой мы говорим, не соизмеряет стоимость и длительность такого воздействия и возможные последствия этого процесса.

А теперь – конкретный пример. Я уже знаю одну систему, на одном производственном предприятии, где выполнение рекомендаций по снижению рисков привели к остановке системы обработки информации. Система остановилась, а риск остался. Все произошедшее случилось потому, что мантры в головах управленцев полностью заменили собой способность думать. Так что моя единственное пожелание – думайте. И меньше слушайтесь управленцев.

4 комментария:

  1. пост правильный. выводы неправильные. если компания нанимает непрофессионала за 3 копейки - нечего требовать от него иного.
    основная статья как раз согласуется с правильным менеджментом, а практики из выводов - это пример применения умных слов менеджерами от сохи.

    ОтветитьУдалить
  2. ну я-то нигде не говорил о дешевых специалистах. просто и я среди дорогих не видел ни одного, кто бы предупреждал заказчиков о цене самого процесса управления рисками либо об издержках от выполнения их собственных рекомендаций. вот последствия от неприятных событий они рассчитать могут, а удорожание инфраструктуры, повышение нагрузки на персонал, повышенные требования к качеству информации при выполнении их рекомендаций - хрен. не видел я таких документов. и в процессе общения с риск-управленцами ни разу эта тема не звучала. если у вас это звучит и вы сами или ваши коллеги умеете это рассчитать и предупреждаете ваших заказчиков об этих расходах - честь вам и хвала, но тогда вы именно то исключение, что подтверждает правило.
    боюсь, описанная проблема свойственна не только дешевым управленцам (а где это, интересно, они дешевые???). я специально перелистал несколько учебных курсов по управлению рисками. может, я неудачные курсы листал - но о тех издержках, что я писал, ни слова. похоже, что менеджеров от сохи у нас готовят и в престижных ВУЗах, не находите?

    ОтветитьУдалить
  3. Я видимо не верно прочёл пост изначально. Смущает строка "Я видел десятки управленцев, которые призывают риски оценивать и снижать, но ни одного, кто бы сказал о том, что снижение рисков может стоить дороже, чем их последствия!". Вот этот момент про "снижение рисков может стоить дороже, чем их последствия"( как я понял имелось в виду, что платить за снижение рисков можно больше чем стоимость последствий). Может скажу мысль из разряда того большинства не квалифицированных менеджеров, но смысла платить больше не вижу. Это как в страховании - мы не платим за страховку авто больше его стоимости. Мы можем платить больше стоимости авто, если будем. Или там опечатка?

    ОтветитьУдалить
  4. Нет, увы, не опечатка. Снижение рисков для большинства управленцев становится самоцелью и фетишем, потому что это модно и потому что об этом говорят. Они, это большинство, даже не предполагают, что сам процесс снижения рисков может настолько изменить инфраструктуру системы, что стоимость управления ею будет выше последствий события, связанного с риском, особенно с учетом вероятности этого риска. Да и оценить стоимость управления системы с учетом антирисковых мероприятий они не могут - им не рассказывают, что ее НАДО оценивать!
    Давайте проиллюстрирую на вашем примере с машиной. Вы ездите на машине. Платите страховку, накладные расходы и прочее. Потом вам встречается статья (или сказали на лекции, или умный человек подвернулся), что существует риск пожара на авто. И тогда вы просите риск-управляющего оценить этот риск. Он оценивает - в случае чего вы потеряете авто, получите ожоги, это будет стоить столько-то. Вы чешете репу, и ставите (своими специалистами по рекомендации риск-управляющего или находите кого еще) супер-пупер систему пожаротушения с управлением через радужку глаза, чтобы в случае, если именно вы за рулем, она бы тушила быстрее. Вам эту систему ставят. Вы начинаете ездить. И понимаете, что а) установка такой системы повышает расход топлива на 15% б) у машины вырастает вес и снижается управляемость г) возрастает страховка, потому что страховщик знает о повышении веса, снижении управляемости и оценивает попадание вас в аварии как более вероятное д) стоимость нормочаса при обслуживании тоже растет, потому что система пожаротушения мешает механику добираться до двигателя... В конце концов, вы понимаете, что вот эти косвенные проблемы с учетом вероятности пожара стоят вам дороже. Да и мелкие аварии стали случаться действительно чаще, потому что сложность системы выросла, вес - тоже, управляемость стала ниже, и значит риск вашей смерти, вполне вероятно, вырос, потому что мелкая авария рано или поздно станет серьезной.
    Так вот с машиной - очевидно, кто где и как косячит. А в сложных системах - увы! И в пособиях по управлению рисками рассматривается оценка стоимости реализации решения по управлению рисками, а вот об оценке стоимости управления системой ПОТОМ тактично умалчивается.

    ОтветитьУдалить