суббота, 7 сентября 2013 г.

О цене и ценности информации

Буквально пару дней назад IBM представляло в России новый мейнфрейм - BC12. Приличная машинка, к ней никаких вопросов не возникает, очередной шаг в развитии платформы. Но поговорить хотелось бы не об этом. На встрече неоднократно звучала следующая цифра - за последние пару-тройку лет объем информации в Сети удвоился. Задумайтесь на секунду! Уже пару лет назад в Сети лежали основные произведения литературы и науки, основные фильмы и музыка, созданные за пару сотен последних лет. Откуда это удвоение? Что, цивилизация обнаружила скрытые библиотеки и музыкальные хранилища и бросилась их оцифровывать? Или народ массово начал писать в личные и общественные веб-журналы?

Нет, конечно. Ответ на вопрос «что за инфрормация валится в Сеть в количествах, равных тому, что уже в ней хранится», прост. Доступность Интернета, мощность носимых устройств и развитие средств хранения и передачи данных привели к тому, что мы порождаем данные просто потому, что существуем. Мы общаемся через Сеть - и порождаем данные. Нам нравится чье-то фото - мы щелкаем по кнопке «Like» - и порождаем данные. Мы фотографируем любимых женщин, детей, собак и машины на доступную теперь для всех цифровую камеру - и почти автоматически загружаем фото в Сеть.  Мы ездим в метро, передвигаемся на автомобиле - и камеры неутомимо пишут изображение, сохраняя его на корпоративные устройства хранения данных. Мы живем - и создаем поток данных, и чем дальше, тем больший поток данных мы создаем.

Это сравнимо с тем, как наша цивилизация потребляет вещественные ресурсы - ископаемые, воду, воздух. Мы существуем - и перерабатываем вещества из одних в другие, высвобождая нужную нам для существования энергию. И часть этой энергии мы теперь тратим на создание, хранение и обработку информации.

И тут подспудно возникает новый вопрос - а как быть с ценностью информации? Информацию нельзя накапливать и хранить вечно. Она, как любая сущность, имеет как ценность и цену - это цена хранения и обработки. Цену хранения можно достаточно легко оценить, она постоянно падает, но с такими темпами роста количества информации, которые мы имеем сейчас, даже с постоянно падающей ценой хранения мы рискуем вылететь в трубу. От мусора, в том числе и информационного, нужно избавляться, освобождая ресурсы, используемые для его хранения и обработки. Это как и в вещественном мире - вторичная переработка. Однако, как и с вещественным миром, в мире инфрормации есть понятие «относительной ценности». Как и вещи, которые являются мусором для одних, и обладают ценностью для других, информация, совершенно незначащая ничего для одних, может быть ценна для других. У информации нет объективной ценности, эта ценность всегда субъективна. Как и ценность вещей, кстати. Но с вещами худо-бедно научились разбираться, вещественный мусор перерабатывают с разной степенью успешности, антиквары делают свой бизнес на том, что для кого-то является мусором, и само существование проблемы вторичной переработки отходов уже не вызывает ни у кого сомнения.

А вот с информацией все намного хуже. О проблеме определения ценности информации, выработке общественно-приемлемых подходов к определению понятия «информационный мусор» мы даже еще не подошли. Информация хранится, пока хватает ресурсов ее хранить. А потом - чистая лотерея. Ее или теряют, или преобразовывают, или перемещают куда-то. Но в головах людей мысли о том, что информация, как и нечто вещественное, должна быть окружена культурой обращения с ней, пока нет. Ценность информации определяеся хаотически и неизвестно кем (а зачастую - практически никем). Мы накапливаем, сваливаем, храним и теряем информацию как попало и где попало, неся при этом постоянные, огромные (возможно  - неоценимые) потери ресурсов, вещественных и энергетических.

Я думаю, что от создания баланса между ценностью информации и ценой ее хранения и обработки зависит не только будущее ИТ-индустрии, но и общества в целом. В противном случае мы рискуем просто растратить наши ресурсы на малозначащие «лайки» и хэш-тэги, чего бы очень не хотелось.