понедельник, 5 сентября 2011 г.

Об «облачных» сервисах для предприятий, «за» и «против»

По этому поводу сказано и написано уже много. Попробую кратко и тезисно сформулировать, как достоинства, так и недостатки «облаков», причем, и те и другие у них - значительные.

О достоинствах


Самое основное достоинство, как это ни забавно, с «облаками» связано лишь опосредованно. Для переноса своих сервисов в «облака» нужно провести приличный аудит всего, что есть, выделить нужные сервисы и сформулировать требования к ним. И зачастую именно этот этап дает самую большую отдачу в будущем, в общем, можно даже потом никуда ничего не переносить, а остаться на своих обычных вычислительных мощностях))). А если правильно перенести в качественное «облако», то эффект будет кумулятивным.

Второе достоинство – регламентация вычислительного процесса и процесса взаимодействия с пользователями. Для «облаков», что для частных, что для внешних, обязательно нужно регламентировать зоны ответственности и основные реакции, не говоря уже о бизнес-процессах. Это значит, что (в идеале) все знают, когда и что надо делать. Подобная регламентация – бесценное достоинство для ИТ.

Третье достоинство – гибкость управления ресурсами. Тут все понятно – именно в «облаке» можно быстро добавить или убрать ресурсы, и оплата возможна по факту, то есть существует возможность гибко управлять не только вычислительными ресурсами, но и финансовыми. И если здесь все сделать правильно, то появляется перспектива четко определить финансовый вклад ИТ в общее дело.

Четвертое достоинство – устойчивость. «Облака» - явный пример того, как из дерьма с применением определенных технологий можно слепить вполне устойчивую конфигурацию. За это я люблю «облака» – ни у кого нет иллюзий об их надежности, поэтому сразу принимаются меры для обеспечения доступности и работоспособности. Вот это отсутствие иллюзий и есть главное достоинство динамических технологий.

Теперь про недостатки.


Главный из них – трудоемкость перехода (смотри достоинства – регламенты, аудит и остальное). Надо написать кучу бумаг, принять массу решений, и не только технических. В конце концов, надо уволить массу народа.

Второй недостаток – сложность влияния на поставщика сервиса и на формируемые им цены. Мы же понимаем: если вы залезли в «облако», то  так легко и быстро сменить поставщика вам не удастся, вам жену будет проще сменить. И единожды расформированный свой ВЦ почти невозможно будет быстро создать снова. Поэтому у поставщика появляется возможность и желание постепенно диктовать свои ценовые условия и условия предоставления сервисов. Вот лично я не люблю, когда меня крепко держат за нежные места.

Третий недостаток – ваши данные лежат на чужом центре. Как бы вы не обосновывали себе и специалистам по безопасности, что данные лежат в надежном месте, мы же с вами понимаем, что все может быть расшифровано и украдено. Аргумент о том, что и с локального центра может быть украдено, не срабатывает – психологически есть уверенность, что украсть с чужого центра проще, чем со своего.

И последний недостаток – ваши коллеги из ИТ будут бороться до последнего. Потому что переход в облако для них неизбежное изменение жизни, для многих из них – к худшему или даже к увольнению. Так что аудит будут тормозить, регламенты загрублять, и вообще будут саботировать. То есть за «облака» придется платить не деньгами – своими нервами.

Такие вот у меня соображения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий