суббота, 16 мая 2015 г.

Улучшательство, или Игры больших мальчиков

Описываю ситуацию, может, и не слишком распространенную, но уж точно не уникальную.

Некоторое время удалось плотно и хорошо пообщаться с руководителем ИТ-службы на относительно небольшом, но финансово крепком предприятии. Бизнес предприятия сильно зависит от качества работы ИТ, это все понимают, поэтому умелому и рукастому начальнику ИТ-службы и его подчиненным от всех бизнес-пользователей и руководства - уважение и почет. Коллектив ИТ-службы небольшой, человек 80-90, но хорошо мотивированный и постоянно обучаемый на всяких курсах и семинарах. И сам начальник тоже очень даже на своем месте, мужчина неглупый, начитанный и практичный. С ресурсами у ИТ-службы все отлично, по сравнению со многими, они прилично обосновывают и получают достаточно денег, людей и административного ресурса. Можно сказать, что исходные условия очень приличные, по моему впечатлению, выше среднего по отрасли.

Год назад в организации завершился крупный проект, который имел своей целью оптимизацию системы ИТ-управления. Был внедрен новый программный продукт для автоматизации деятельности ИТ-службы, написаны и запущены в работу прагматичные и заточенные под конкретную организацию регламенты, выстроены базовые собственные процессы, основанные на какой-то, не знаю, насколько глубокой, адаптации ISM или FITS. Судя по всему, поработали начитанные консультанты, не просто начитанные, но и умеющие свои знания применять. Организация уже получила ощутимый эффект от оптимизации своих ИТ-процессов, который выразился в серьезном уменьшении времени обработки заявок и количества оплаченных, но ненужных лицензий на ПО, снижении неиспользуемых остатков на складах и прочих разумностях, о которых ИТ-руководитель радостно и достаточно долго мне рассказывал. В общем, один из примеров живой, хорошо работающей и правильно развивающейся ИТ-службы с может и не радужными, но вполне светлыми перспективами.

А вот когда дальше мы с ним начали обсуждать эти самые перспективы, прозвучало нечто настораживающее меня. Нечто вроде "ну вот, внедрили, уселись, надо подумать, что внедрять дальше". Стоп, говорю, всего год прошел. У вас фактически произошла маленькая революция. Неужели все освоили, внедрили, сжились со всеми инструкциями, освоили все приемы и инструменты настолько, что уже сформировалась четко осознанная потребность что-то изменить, да еще и путем внедрения чего-то еще?... Нуу, говорит начальник, это же можно вечно улучшать... Чего в мелочах копаться?.. Работает же, линейные начальники пусть улучшают, а я буду думать вперед, о новой маленькой революции! Ага, говорю, а эти самые "линейные начальники" на кого замыкаются? У тебя же служба небольшая, небось, эти "линейные начальники" - это твои же начальники отделов, которые напрямую к тебе же и ходят с докладами, или у тебя есть заместитель по оперативному управлению, который ими руководит, обрабатывает текущие отчеты и занимается прочей текучкой?.. Нет, говорит начальник, нет такого зама, все делаю я. Очень хорошо, отвечаю, я тебя понял. То есть, по твоему мнению, пока ты будешь готовить следующую революцию, начальники будут сами, без твоего участия (или с минимальным таковым) совершенствовать текущие процессы, заниматься эволюционным развитием и так далее? Что-то похожая логика кажется мне чрезмерно оптимистической!... ИТ-начальник не то, чтобы обиделся, но горячо заверил, что начальники отделов у него "огого какие парни, молодцы, все сами сделают!" и все такое. Повезло, я так думаю, ему с начальниками, что же, бывает и такое. Дальнейший разговор, правда, показал, что начальники отделов у него, конечно, вполне квалифицированные и мотивированные сотрудники, но обычные люди, и работы по освоению и использованию уже внедренного - ну просто непочатый край. И самое главное: реальные потребности бизнес-пользователей уже сейчас полностью покрываются тем, что есть, и еще долго будут покрываться существующими внедренными инструментами и процессами.

Мне высказанная ИТ-начальником в отношении "новой маленькой революции" позиция почему-то кажется похожей на нынешнее отношение к гаджетам или к программному обеспечению, когда, еще не изучив толком возможностей одного изделия и не убедившись, что оно хоть в чем-то осмысленном не удовлетворяет конкретных потребностей, уже бегут менять на новое. Я понимаю, внедрение и запуск новых процессов и продуктов - это драйв, это приключение, выделяется адреналин, есть видимый явный эффект и все замечают твою работу. Организацию потряхивает, ИТ-шники в движении, руководство компании кивает головой и думает "вот какой у нас активный и деятельный ИТ-руководитель, прям застрельщик, молодец, делом занимается". Хотя на самом деле это своего рода управленческая болезнь - "улучшательство". Это когда все как-то забывают, что основная задача ИТ-службы - не самооптимизация, а обеспечение возможностей бизнеса получить от ИТ-службы конкретную пользу, а уже потом - оптимизация того, как эту пользу получают. ИТ-служба, как любая структура или система, не должна стоить себе самой и тем, кто ее содержит, слишком дорого. Для этого ей должны быть присущи некий здоровый консерватизм и желание начальников полностью использовать ее потенциал. В попытке бездумно улучшать то, что еще толком не понято и не использовано, мне видится что-то инфантильное и безответственное, нечто вроде превращения своей службы в развлекательный контент.

Хотя с другой стороны, почему бы и не развлечься за счет нанимателя на работе?.. Всяко лучше, чем залипать в соцсетях. И коллегам весело. Эдакая своеобразная "геймификация"... А вы как думаете? Я просто брюзга, да?...