воскресенье, 8 сентября 2013 г.

Покупка Microsoft мобильной Nokia - зачем и почему?

Покупка Microsoft мобильного подразделения Nokia наводит на интересные размышления. С одной стороны, подобное приобретение не удивляет - Microsoft строит полную вертикаль своих программных решений, от мобильных телефонов и планшетов до переносных и стационарных компьютеров с серверами. В этом контексте понятно приобретение своего производителя смартфонов, и я не удивлюсь, если Microsoft возьмет, да и купит какой нибудь Dell или HP (ну или сольется с ними в смертельно-дружественных объятиях слияния-поглощения) и начнет производить не только свои телефоны, но и свои рабочие места и сервера. А почему нет? Вон Oracle купил, и производит. А IBM наоборот, свои мощности и технологии по продаже персональных ЭВМ продал китайской компании Lenovo.

Так что все-таки произошло с Nokia и что происходит с Microsoft?  Сотни аналитиков уже написали свое мнение по этому поводу, и каждый любопытный ИТ-шник уже высказался в дружеском кругу. Позволю себе высказаться и я.

Мобильная Nokia (далее по тексту я буду говорить просто - Nokia.  Конечно, я в курсе, что у Nokia eсть еще масса других активов, и мобильное подразделение - совсем не главное. Но сейчас речь пойдет именно о нем) долго если не доминировала, то играла исключительно заметную роль на рынке. Практически в каждой семье остались честно отработавшие свое, но все еще работоспособные сначала Siemens, а потом - Nokia.  Причем Nokia явно больше, потому что и в эпоху активной деятельности Siemens Nokia уже была и очень активно боролось. Потом Siemens сдулся, и большую часть его потребителей переманили на свою сторону изобретательные старательные финны. Не хочу сказать, что на рынке были только они - был и Alcatel, и масса других производителей. Но, думаю, никто не будет спорить с тем, что именно Siemens и Nokia были флагманами.

А потом, постепенно, Nokia допустила принципиальную и фатальную, на мой взгляд, ошибку - она проморгала Android, сосредоточившись сначала на своих Symbian, а потом - на чем попало, включая Windows. Nokia потеряла ориентиры и начала метаться, как, впрочем, и Microsoft. Но о Microsoft - ниже, там несколько другая история и причина метаний.

А вот почему Nokia проморгала Android? Это для меня загадка. Думаю, что она его, Android, просто недооценила. Она (вернее, ее аналитики и управленцы) недооценили не только гадкого утенка, которым был Android в своих первых реализациях, но и решимость Google довести его до чего-то удобоваримого и решимость китайцев заработать на нем денег. Nokia просто ошиблась, считая, что будет вне конкуренции со своим компактным и намного менее энергоемким и прожорливым Symbian. Эта самоуверенность и стала, я думаю, причиной той фатальной череды ошибок, которая закончилась уходом Nokia с мобильного рынка в виде самостоятельной компании.

А что же Microsoft? Эти тоже потеряли ориентиры, но по другой причине. Я думаю, что Microsoft так и не понял до сих пор, кто они такие - ИТ-корпорация или производитель бытовой техники? В наше время практически невозможно делать и то, и другое. Посмотрите на Sony - они делают компьютеры, телевизоры и фотоаппараты. Но Sony не позиционирует себя как ИТ-компанию, которая делает программное обеспечение или даже более того, формируют ИТ-ландшафт. В наше время есть две компании, которые определяют этот ландшафт: IBM и Apple. При этом обе эти компании дополняют друг друга - IBM определяет корпоративные и инфраструктурные тенденции, а Apple - тенденции в части потребительского отношения к ИТ-продукции. О том, почему именно эти две компании - как нибудь в другой раз, это тема отдельной большой статьи. Так вот, Microsoft так и не понял: кто он? Если он - корпоративная компания, ориентированная на консервативные тенденции и создание программной инфраструктуры у которой длительный срок жизни и эксплуатации, то тогда заигрывания с игровыми консолями (да простит читатель мне этот неуклюжий каламбур!) совершенно неуместны, как и пропихивание Windows на телефоны. Тогда надо именно этим и заниматься - делать долгоживущие программные продукты, серьезно менять подход к тестированию и разработке ПО, четко позиционировать свои направления развития (ибо корпоративные управленцы страсть как любят делать вид, что они понимают, куда дует ветер). А если уж полезли на рынок бытовых потребительских устройств, то убирайте свои аттестации, о которых Голубицкий написал в КомпьюТерре (здесь), снимайте галстуки, объясняйте, что ваши продукты не намного надежнее Линуксовых (а иногда - и менее надежны), и что вы ориентированны на частных пользователей и быструю смену ПО.

Microsoft же честно пытался "и невинность соблюсти, и капитал приобрести". Они пытались играть одновременно и по почти корпоративным правилам, и по правилам "потребительского ПО". Microsoft падает потому, что он неправильно понимает, какое у него место в нынешнем мире и в мире будущего. Он проиграл свою борьбу не только Apple, но и IBM. Почему проиграл IBM - понятно, не те ресурсы и непонятно с позиционированием. А почему проиграл Apple - тоже понятно, не было идеи и все те же проблемы с позиционированием.

Так что мы теперь все видим, как один аутсайдер съел другого аутсайдера в надежде, что от съеденного у него откроется второе дыхание. Не откроется. Microsoft не разорится и не исчезнет - он для этого слишком богат и он много и успешно работал раньше. Но он никогда больше не будет лидером. Он просто будет "одним из...". И это не страшно, может быть, это даже пойдет на пользу компании и индустрии в целом. Может быть, выбыв из гонки за лидерство, Microsoft сосредоточится на качестве своего ПО. А Nokia... Ну что Nokia, будет себе существовать в каком-то виде, может, даже вернет себе немного рынка среди фанатичных приверженцев "окошек". Это ведь тоже неплохо, верно? Плюрализм, мультивендорность и все дела...

Комментариев нет:

Отправить комментарий