воскресенье, 28 апреля 2013 г.

О некоторых аспектах «облачных» сервисов. Часть 1. Понятия.

А давайте поговорим про некоторые аспекты реализации «облачной» модели предоставления вычислительных ресурсов. На последней конференции IDC в Москве безусловно отмечалась тенденция к централизации при потреблении ИТ-услуг, и основными «точками роста» в части ее реализации назывались:

  • «облачные» сервисы, куда входили все виды «облаков», частные, публичные и гибридные, предоставляемые всеми возможными способами (PaaS, IaaS, SaaS и их замес во всех возможных комбинациях)

  • мобильные сервисы, когда централизованный контент потребляется и создается с применением собственных мобильных устройств обработки данных

  • реализация BigData-структур, где хранятся, обрабатываются и реализовываются огромные массивы разнородных неструктурированных данных

  • социальные сети, где неструктурированный контент создается и потребляется в процессе социальных взаимодействий, как в рамках публичных сетей, так и внутри корпоративных систем обработки данных.

Как видно из этого перечня, «облачные» сервисы стоят на первом месте, и это вполне осмысленно, потому что тема действительно на слуху.

Я затрону только некоторые аспекты, связанные с «облаками». На самом деле, аспектов больше, просто вот сейчас поговорить хочется именно об этих.

Аспект 1. Подмена понятий, определение «облаков», и то, какую структуру можно считать облачной, а какую - нет.



Чтобы прояснить, что есть «облака», а что нет, я позволю себе привести (безбожно утащив из Википедии в той части, где она дает ссылку на NIST - Национальный Институт стандартов и технологий США) обязательные характеристики «облачных» вычислений. Это важно, потому что в головах многих рассуждающих об облаках происходит подмена «облачности» виртуализацией. Инфраструктура может быть виртуальной, но может при этом не быть «облачной», потому что по NIST, чтобы быть «облачной», нужно соответствовать следующим характеристикам:

  • Самообслуживание по требованию (англ. self service on demand), потребитель самостоятельно определяет и изменяет вычислительные потребности, такие как серверное время, скорости доступа и обработки данных, объём хранимых данных без взаимодействия с представителем поставщика услуг;

  • Универсальный доступ по сети, услуги доступны потребителям по сети передачи данных вне зависимости от используемого терминального устройства;

  • Объединение ресурсов (англ. resource pooling), поставщик услуг объединяет ресурсы для обслуживания большого числа потребителей в единый пул для динамического перераспределения мощностей между потребителями в условиях постоянного изменения спроса на мощности; при этом потребители контролируют только основные параметры услуги (например, объём данных, скорость доступа), но фактическое распределение ресурсов, предоставляемых потребителю, осуществляет поставщик (в некоторых случаях потребители всё-таки могут управлять некоторыми физическими параметрами перераспределения, например, указывать желаемый центр обработки данных из соображений географической близости);

  • Эластичность, услуги могут быть предоставлены, расширены, сужены в любой момент времени, без дополнительных издержек на взаимодействие с поставщиком, как правило, в автоматическом режиме;

  • Учёт потребления, поставщик услуг автоматически исчисляет потреблённые ресурсы на определённом уровне абстракции (например, объём хранимых данных, пропускная способность, количество пользователей, количество транзакций), и на основе этих данных оценивает объём предоставленных потребителям услуг.

То есть для «облаков» принципиально важны возможности быстрого, динамичного, а для этого - автоматического или автоматизированного (с минимальным участием обслуживающего персонала) выделения и освобождения требуемых пользователем ресурсов! Более того,  в общем случае «облачная» система может быть совсем даже не виртуальной - например, выделяться будут вполне реальные ресурсы, те же реальные сервера с закрепленными за ними частями дисковой системы и элементами сетевой инфраструктуры, и там и следа не будет никакой виртуализации! И наоборот, система виртуальная, эластичная, с постоянным сетевым доступом и с хорошим прозрачным биллингом, но с бюрократическим, настроенным на самоличное решение администратора механизмом выделения ресурсов совсем не будет «облачной»!

Конечно, виртуализация настолько хорошо вписывается в «облачную» концепцию, что их уже не представляют друг без друга. Это большая ошибка именно потому, что «облачных» систем без виртуализации, наверное, нет, а вот виртуальных систем, которые при этом не «облачные» - навалом!

Итак, первый аспект - не путайте «облачное» и виртуальное!

Комментариев нет:

Отправить комментарий