суббота, 30 марта 2013 г.

Кто они, наши пользователи? Второй шаг ИТ-начальника.

После оформления в каком-то более или менее подходящем для Вас виде (или параллельно с этим процессом, но правильно расставляя приоритеты) глоссария, необходимо разобраться, для каких пользователей Вас, собственно, наняли работать.

Удивительно, как плохо ИТ-руководители среднего и верхнего звена представляют своих потребителей. Я уж не знаю, это проблема пост-советского пространства или это глобальная проблема, но я только один раз в жизни видел ИТ-руководителя, который последовательно и обстоятельно старался разобраться, с какими пользователями предстоит общаться его подчиненным. Но для меня совершенно очевидно, что без ясного понимания особенностей пользовательской аудитории невозможно четко ответить на основные принципиальные вопросы, вроде того, что нужно делать в первую очередь, и как именно это нужно делать.

Итак, чтобы представлять своих пользователей, необходимо ответить в первую очередь на следующие вопросы:

1. Каков возрастной состав пользователей, какие основные возрастные группы и каково процентное соотношение этих групп?

2. Какой образовательный состав пользователей?

3. Насколько долго пользователи работали на предприятии, где они работали раньше, каковы их основные навыки работы с инфрормацией?

4. Насколько основная работа пользователей зависит от качества работы ИТ-подразделения?

Именно ответ на эти поставленные вопросы позволит представлять, нужно ли тратить усилия на создание корпоративного портала для обмена информацией, или нужно людей хотя бы сначала приучить к использованию банальной корпоративной почты, готовы ли они изучать новые ИТ-системы и понимают ли они важность той работы, которую вы делаете.

В качестве иллюстрации привожу историю из рельной жизни. На промышленное предприятие, вполне адекватно автоматизированное для своего времени и бюджета пришел новый тольковый начальник ИТ-подразделения. На заводе к тому времени была уже вполне зрелая, созданная в советские годы система обработки информации по их основной деятельности - производственные рассчеты, складские задачи, учет продукции и так далее. Блок бухгалтерской и кадровой информации тоже вполне успешно функционировал на основе 1С и некоторого количества самописных задач. С помощью простых, но эффективных костылей всё программное обесечение было объединено в громоздкий, но успешно работающий комплекс. Главным было то, что, в силу консервативности основных заводских технологических процессов, система автоматизации вполне справлялась с поставленными задачами даже без больших усилий на модернизацию.

Возрастной состав заводских пользователей тоже был под стать применяемому ПО - большую их часть составляли сотрудники пенсионного и предпенсионного возраста, которые, как и само ПО, справлялось с поставленными задачами.

С чего же начал свою деятельность молодой начальник ИТ? С корпоративного портала! Итак небольшие финансовые и людские ресурсы заводского ИТ-блока были брошены на покупку техники, размещение заказа на создание и обучение немолодых пользователей работе с корпоративным порталом. Были потрачены почти два года работы и немалое по масштабам предприятия количество денег на работу, которая не дала в конечном итоге ничего полезного ни пользователям, ни заводу в целома. А почему? Ведь портал и возможности по быстрому обмену информацией между его пользователями - это очень полезное дело? Потому, что эта работа выполнялась без учета специфики пользователей системы, их реальных потребностей, возрастного и образовательного состава и принятых на заводе процедур обмена информацией.

Так что второе, с чего нужно начинать свеженазначенному начальнику ИТ-отдела или службы, я считаю, это с создания более или менее адекватного представления, кто является потребителем услуг вверенного ему подразделения. Тогда будет намного проще понять, что и как делать дальше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий